Построение «Образа-Я» как элемента социального мира

Родоначальником можно считать У. Джемса с его концепцией осмысления личностью своей самотождествен­ности, своих границ и места в мире. Джемс показал, что человек думает о себе в двух плоскостях, откуда и два аспекта идентично­сти: в личном аспекте, что и создает личностную самотождествен­ность, и в социальном аспекте, где формируется многообразие социальных Я индивида. в современной литературе проблема фор­мулируется как проблема двух видов идентичности — личностной и социальной. Если личностная идентичность — это самоопреде­ление в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида, то социальная идентичность — самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе.

Если для выявления личностной идентичности необходимо описание Построение «Образа-Я» как элемента социального мира так называемой «Я-концепции», то для выявления соци­альной идентичности необходимо исследование связей личности со своей группой. Р. Берне дает такое определение «Я-концепции»: «Это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Описательную составляющую «Я-концепции» он назы­вает «образом-Я» или «картиной-Я», что включает в себя отноше­ние к себе, самооценку, принятие себя [19, с. 30]. Вместе с тем социальная идентичность — это в гораздо большей степени соот­несение Я с группой, не что иное, как способ организации для данного индивида его представлений о себе и о группе, к которой он принадлежит. Справедлива также и мысль о том Построение «Образа-Я» как элемента социального мира, что социальная идентичность — это скорее то, что индивид делает с его позиции в социальной структуре, которая определяет его идентичность, чем то, что он думает о месте в этой структуре. Последнее замеча­ние особенно важно в нашем контексте.

В рамках психологии социального познания прежде всего, ко­нечно, рассматривается социальная идентичность, или образ со­циального Я, называемый «образ-Я в группе». Такой фокус идентичности выбран не случайно: давно установлен факт, что большинство людей, когда они говорят и о себе, говорят о других

в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов Построение «Образа-Я» как элемента социального мира и понимания динамики социального окружения в целом. Примером этого может служить известный тест «20 ответов», предложенный М. Куном и Т. Мак-партлендом

Все это дает основания сделать вывод, что социальная иден­тичность как отождествление индивидом себя с той или иной со­циальной группой — одна из важнейших составляющих образа-Я, отвечающая на вопрос о том, что есть и где есть человек в соци­альном смысле. Не случайно проблематика социальной идентич­ности — одна из наиболее разрабатываемых в социальной психо­логии.

Теоретическое осмысление дано в трудах А. Тэшфела, который разработал «теорию социаль­ной идентичности» (Social Identity Theory — SIT), и Дж, Тернера, предложившего «теорию самокатегоризации».

Вопрос 33


documentbbpslpp.html
documentbbpsszx.html
documentbbptakf.html
documentbbpthun.html
documentbbptpev.html
Документ Построение «Образа-Я» как элемента социального мира